Во
имя Отца и Сына и Святаго Духа!
____Вскоре после Рождества
Христова Ирод царь, к которому не пришли волхвы и не доложили
о том, где родился Спаситель, боясь за свое царство и за
себя лично, решил избить всех младенцев от двух лет и ниже
в окрестностях и в самом городе Вифлееме. "Тогда Ирод,
увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал
избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,
от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов"
(Мф. 2:16). Так как в это время была перепись в Иудее, то
вокруг Вифлеема и самом городе находилось множество людей
из рода царя Давида с детьми. Детей было много, и поэтому
воины царя Ирода избили, как считается, около 14000 младенцев.
Но по откровению Божию, по вести Ангельской святой праведный
Иосиф вместе с Божией Матерью и с Младенцем Христом бежал
в Египет, где пребывал до смерти Ирода и после его кончины
вернулся в Назарет. "Он встал, взял Младенца и Матерь
Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да
сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
из Египта воззвал Я Сына Моего" (Мф. 2:14-15). "По
смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу
в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его
и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода,
отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение,
пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе,
называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков,
что Он Назореем наречется" (Мф. 2:19-23).
____Радостная весть посетила
землю: родился Господь. Но земля ответила злобой, мир вместе
с Рождеством Христовым разделился на тех, кто с Богом, со
Христом, и кто против Него и борется с Христом, с Богом.
Но ведь бороться с Богом невозможно. Поэтому та злоба, которую
люди имеют в сердце на Бога, вражда с Ним, выливается на
окружающих, чаще всего, на самых беззащитных. Вифлеемские
младенцы оказались первыми мучениками за Христа, но далеко
не последними. Борьба между Богом и диаволом, между добром
и злом пролегает через человеческие сердца, независимо от
национальности, происхождения, социального положения. Независимо
даже от родственных связей. Эта борьба проходит через человеческие
сердца. Борьба жестокая, и обычно страдают безвинные.
____Ирод стал олицетворением
злобы, борьбы с Богом, тех, кто враждует с Ним. И не он
один оказался таким. Появилось множество подобных "иродов",
тысячи, миллионы. Сначала разделение произошло среди иудейского
народа, и оно прошло по разным слоям общества, по разным
умам. Враждовать с Богом стали и первосвященники, и фарисеи,
и законники, и многие из простого народа. И в то же время
за Христом пошли как люди простые, так и члены синедриона,
и правители иудейские. Общество разделилось. Сердца одних
принадлежали Богу, других - злу. Это разделение продолжается,
и будет продолжаться. Вифлеемские младенцы были первыми
пострадавшими, потом страдальцев-христиан стали сотни тысяч,
миллионы - множество. И гонителями стали не только иудеи,
но и римские императоры, другие правители. Эта вражда с
Богом продолжается.
____Сегодня мы чтим память
святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана. Архидиакон
Стефан был первым из тех, кто открыто исповедовал веру во
Христа и за свои убеждения, за любовь к Богу пострадал.
Как мы знаем из послания апостола Павла, который был при
убиении первомученика, архидиакон Стефан был очень грамотным
человеком, прямым, и поэтому он обличал фарисеев, законников,
правителей иудейских, говорил, что Спаситель пришел совсем
в другом виде, чем они Его ждали. Не в виде земного владыки,
а в виде раба Божия. Он говорил, что храм, в том числе и
Иерусалимский, не имеет значения для поклонения Богу. Говорил
о том, что человеческое сердце должно являться храмом Божиим,
и к этому должен каждый стремиться. А тот храм, который
был в Иерусалиме, конечно, освящен молитвой, но это просто
камни, которые сложены для того, чтобы объединять людей
вокруг Бога. Но если в их сердце вражда, то и в храме люди
не объединятся. Они и в храме будут враждовать между собой.
Они будут спорить, не станут исполнять заповеди Божии и
в храм придут для того, чтобы побороться с Богом и показать
свою гордыню. Поэтому, как говорил апостол, первомученик
и архидиакон Стефан, храмом Божиим должно стать человеческое
сердце, и к этому должен каждый стремиться. За его правду,
за его обличение, за то, что он исповедовал Спасителя Сыном
Божиим, он был убит иудеями, побит камнями. И после него
полились реки христианской крови. Но для нас, для христиан,
страдания ради Христа - это радость. Поэтому великая радость
для каждого последующего за Христом то, что Он пришел в
мир, родился и дал нам возможность, независимо от того,
как к нам относятся враждующие с Богом и старающиеся нас
своей злобой уничтожить, радоваться, что мы с Богом, что
Он в нашем сердце, и мы можем стать Его живым храмом. Эту
радость не может отнять у нас никакая человеческая злоба,
никакие страдания, никакие мучения.
____Прославляя Рождество Христово,
дорогие братья и сестры, постараемся, как и архидиакон Стефан,
ныне прославляемый первомученик, стараться из своего сердца
сделать жилище Божие, чтобы Господь пребывал в нас. А если
человеческая злоба нас окружает и гонит, то, как Спаситель
бежал от нее, так, бывает, и христиане, конечно, по промыслу,
повелению Божию, могут избегать человеческой злобы, уходить
от нее. Не все могут, во-первых, претерпеть мучения, а,
во-вторых, иногда промысел Божий заключается не в том, чтобы
быстрей пострадать, а в том, чтобы как можно больше внести
любви и мира в общество. Если бы Господь был убит воинами
Ирода, то тогда не совершилось бы Крестных Страданий, спасения
человеческого рода. В истории человечества было множество
случаев, когда святым во время гонений являлись Ангелы,
и был глас Божий, чтобы они уходили из каких-то мест, потому
что они еще не выполнили полностью своего предназначения.
Потому что они еще могли принести большую пользу и, может
быть, после этого они с радостью страдали и предавали свои
души Богу. Дело христиан быть послушными Творцу и Создателю,
стараться быть вместе с Ним, хранить Его в своей душе и
знать, что Господь, Его промысел, владеет сердцем и душой
каждого человека. Он для нас, может, непонятен, но, если
смотреть на промысел Божий не из нашей маленькой человеческой
жизни, а с точки зрения вечности, то Господь всегда делает
так, чтобы человек как можно больше в своей жизни принес
пользы ближним и Богу и сподобился как можно больших наград
в Царствии Небесном.
Аминь.
|